«Ценность и притягательность книги упала». Вы думаете, это сказано о сегодняшнем дне? Ничуть не бывало. Герман Гессе, великий знаток книг, писатель и лауреат различных литературных премий, в том числе Нобелевской, сказал это в далёком 1930 году. И сейчас, через восемьдесят лет, каждый день мы слышим, что книга умирает, что читают всё меньше. Современное общество никак не может решить, «пациент скорее жив, чем мёртв» или «скорее мёртв, чем жив». Так, может быть, не нужна современному ребёнку книга? Наш книжный навигатор для тех, кто уверен: не следует опасаться будущего искоренения книг.

Сколько книг может прочитать человек за свою жизнь? Сто, тысячу или, может, миллион? Учёные подсчитали: примерно две тысячи. По-видимому, те, что ребёнок-дошкольник прочитал, а вернее прослушал, в это количество не вошли.

Так каков же круг чтения дошкольника? Какие книги лучше прочитать именно в раннем детстве? А главное - какая книга нужна вашему ребёнку сегодня, сейчас, а чтение какой лучше отложить на потом?

Для малышей сейчас издаётся как никогда много книг. Одни - на виду. Все знают истории про Буратино, Незнайку, доктора Айболита. Другие не так знамениты, хотя заслуживают не меньшего интереса. Третьи только ищут путь к своему читателю и место на полке детских классиков.

Казалось бы, проще всего взять известную книжку. Ведь максимум, чем рискует взрослый, выбирая её, это не попасть в читательский возраст. Но нормальному родителю хочется для своего ребёнка самого лучшего, а на полках книжных магазинов и библиотек их подчас поджидает «Добрый доктор Айболит» с такими иллюстрациями, что впору испугаться самому Бармалею.

Поэтому так велика ответственность взрослого, который выбирает книжки для малыша.

Вот и решили мы «включить» книжный навигатор, чтобы помочь найти дорогу к хорошей детской книжке.

Среди книг есть такие, что привлекают внимание уже своим названием. В первую очередь, это азбуки. Среди них азбука «самого огромного человека в истории русской литературы» - Льва Толстого.

То, что сейчас издаётся для детей под названием «Азбука» Толстого, - всего лишь небольшие выдержки из объёмного серьёзного труда, который великий писатель считал главным в своей жизни. «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из неё». Он подошёл к работе над «Азбукой» с такой добросовестностью и ответственностью, которой так не хватает многим современным литературным звёздам, стремящимся побыстрее сляпать что-нибудь «захватывающее и ритмическое» для неопытного читателя-малыша.

В «Азбуке» Лев Толстой предложил свою методику обучения грамоте и счёту, включил в неё разделы, объясняющие детям самые первоначальные сведения из различных наук, отдельные эпизоды из Священной истории, а также подобрал огромный материал для чтения. Изданная в 1872 году книга была встречена более чем прохладно. Большинство педагогов высказались недоброжелательно о предложенном методе обучения чтению, хотя встречались и положительные отзывы, где отмечалось, что «рассказы очень живы, просты и естественны».

В 1875 году Толстой переработал книгу, издал «Новую азбуку» и отдельно «Русские книги для чтения». Судьба книги для чтения оказалась очень счастливой: только при жизни писателя она переиздавалась двадцать восемь раз. А всего до революции вышло примерно два миллиона (!) книг.

Среди сказок, рассказов, басен, вошедших в «Русские книги для чтения», много произведений оригинальных, но большинство - переложения произведений разных народов, вольные переводы (например, басен Эзопа), пересказы. Хотя сказка «Три медведя» была написана по мотивам французской, писателю удалось создать подлинно русскую сказку.

«Азбука» Льва Толстого и сейчас остаётся непревзойдённым универсальным изданием для детей. Здесь можно найти «чтение доброе» для самых различных случаев и разных возрастов. Для тех детей, кому только начинают читать, - сюжетные зарисовки в несколько строк, сжатые пересказы басен Эзопа.

Для ребят 5-6 лет, требующих напряжённого, остросюжетного чтения, - рассказы «Акула», «Прыжок». Интересны им будут и исторические предания.

Общеизвестна огромная роль «детского» наследия Толстого в нравственном воспитании. Писатель считал, что дети любят мораль, но только умную. Стремясь уйти от нравоучений, он даже басни давал без «законной» морали в конце.

Надо отметить, что при огромном количестве всевозможных изданий рассказов и сказок Льва Толстого не так много известных художников их иллюстрировало. Безусловно, самым известным был Алексей Пахомов (1900-1973).

Но совсем недавно на русском языке вышла книга Л. Толстого «Истории для детей» с иллюстрациями Натали Парэн, и мы смогли познакомиться с одним из самых заметных имён русского авангарда.

Наталья Георгиевна Парэн (1897-1958) родилась в Киеве в семье известного философа и психолога Г.И. Челпанова. Рисовать начала ещё в детстве, а позже получила художественное образование (кстати, её преподавателем был известный художник Пётр Кончаловский).

Художница работала преимущественно для детей младшего возраста. Её немногословные, лишённые орнаментальных красот рисунки, надеемся, будут интересны не только искушённым библиофилам, но и современным детям.

Тексты произведений даны по полному дореволюционному изданию «Азбуки».

Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" (Быль)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёю».

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и ещё 100 рублей за умную выдумку.

"Лисица и козёл" (Басня)

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

«То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться».

"Лев и лисица" (Басня)

Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростью жить: зашёл он в пещеру, лёг и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит: «Что, лев, как можешь?»

Лев говорит: «Плохо. Да ты отчего же не входишь?»

А лисица говорит: «Оттого не вхожу, что по следам вижу - входов много, а выходов нет».

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 495 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.